Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Гелла

...Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.

Гелла — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», внешне привлекательная рыжеволосая и зеленоглазая девушка. Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром. Вместе с ней в свите состоят: Коровьев, кот Бегемот и Азазелло. Воланд говорит о ней Маргарите: «...служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Вероятно, имя «Гелла» Булгаков взял из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Служанка Воланда Гелла — фигура весьма живописная в фантастической свите сатаны, но в коллизии романа у нее нет своей роли. Она несколько раз упоминается в романе. Так например, обнаженная Гелла встречает буфетчика Сокова во время его визита в нехорошую квартиру, в образе вампира она превращает в вампира администратора театра Варьете Варенуху, пугает финдиректора Римского. В окончательной редакции романа автор как будто забыл о ней в финале: она вылетает из горящего дома № 302-бис, но ее нет в свите Воланда в последнем полете. В воспоминаниях В.Я. Лакшина о беседах с Еленой Сергеевной Булгаковой та в ответ на его недоумение «взглянула <...> растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша забыл Геллу!!!"». Стоит отметить, что в рукописной редакции 1938 года Гелла участвовала в последнем полете: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь». Не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции.

Литературные аллюзии

Когда Гелла вместе с обращенным ей в вампира администратором Театра Варьете Варенухой пытаются вечером после сеанса черной магии напасть на финдиректора Римского, на ее теле явственно проступают следы трупного разложения:

Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку... Варенуха... шипел и чмокал, подмигивая девице в окне. Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец, зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться... Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди. И в это время неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания за тиром, где содержались птицы, участвовавшие в программах. Горластый дрессированный петух трубил, возвещая, что к Москве с востока катится рассвет. Дикая ярость исказила лицо девицы, она испустила хриплое ругательство, а Варенуха у дверей взвизгнул и обрушился из воздуха на пол. Крик петуха повторился, девица щелкнула зубами, и рыжие ее волосы стали дыбом. С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон. И вслед за нею, подпрыгнув и вытянувшись горизонтально в воздухе, напоминая летящего купидона, выплыл медленно в окно через письменный стол Варенуха.

«Мастер и Маргарита, глава 14. Слава петуху!

Возможно, в этой сцене Булгаков отразил свой киевский опыт, запечатленный в романе «Белая гвардия». Там Николка Турбин в поисках трупа полковника Най-Турса оказался в морге, где видел, как сторож Федор «ухватил за ногу труп женщины, и она, скользкая, со стуком сползла, как по маслу на пол. Николке она показалась страшно красивой, как ведьма, и липкой. Глаза ее были раскрыты и глядели прямо на Федора. Николка с трудом отвел глаза от шрама, опоясывающего ее, как красной лентой...»

Такой же шрам опоясывает шею Геллы, что роднит ее с Маргаритой из «Фауста» (1808—1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832), несчастной возлюбленной главного героя поэмы, казненной за убийство ребенка (ее историю повторяет история Фриды). В образе девы Фаусту мерещится призрак Гретхен:

Какою негою, мучением каким
Сияет этот взор! Расстаться трудно с ним!
Как странно под ее головкою прекрасной
На шее полоса змеится нитью красной,
Не шире, чем бывает острый нож!"

Гёте, «Фауст»

Рыжие волосы и зеленые глаза — обычные черты средневековых ведьм. Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство с ведьмой, и с ведьмой же сравнивается неизвестная женщина в морге Города в «Белой гвардии».

То, что крик петуха заставляет удалиться Геллу и ее подручного Варенуху, полностью соответствует широко распространенной в дохристианской традиции многих народов ассоциации петуха с солнцем — он своим пением возвещает приход рассвета с востока и тогда вся нечисть, в том числе и ожившие мертвецы-вампиры, удаляются на запад, под покровительство дьявола.

После поцелуя Геллы Варенуха становится вампиром, значит и она тоже вампир. Характерные черты поведения вампиров — щелканье зубами и причмокивание — Булгаков, возможно, позаимствовал из повести Алексея Константиновича Толстого «Упырь» (1841), где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного — отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.

Цитатный образ Геллы

Гелла является помощницей Воланда и единственной женщиной в его свите:

«...рекомендую вам, донна, мою свиту <...> служанку мою Геллу рекомендую...»

Гелла — красивая девушка:

«...Красавица Гелла улыбалась, обратив к Маргарите свои с зеленью глаза...»

У нее рыжие волосы и зеленые глаза:

«...рыжие ее волосы поднялись дыбом...»

«...сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза...»

«...свои с зеленью глаза...»

У девушки есть красный шрам на шее:

«...девица с изуродованной шеей то появлялась, то исчезала...»

«...багровый шрам на шее...» (Багровый шрам на шее Геллы — это знак насильственной смерти. Эта деталь считается отсылкой к произведению «Фауст» Гете.)

Гелла все время ходит нагая, без одежды:

«...Нагая ведьма, та самая Гелла...»

«...Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки...»

«...эта рыжая нагая в передней!..»

«...совершенно голая дамочка с чемоданчиком в руке...»

Описание внешности Геллы:

«...совершенно нагая девица — рыжая, с горящими фосфорическими глазами...»

«...у самых его глаз оказались сияющие глаза...»

«...он почувствовал, что ладони эти еще холоднее, что они холодны ледяным холодом...»

«...всунула рыжую голову в форточку...»

«...Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее...»

«...рыжая девица в вечернем черном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил ее причудливый шрам на шее...»

«...ногтями начала царапать нижний шпингалет...»

У Геллы хриплый, «развратный» голос:

«...Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное...»

«...в то же время вкрадчивый и развратный женский голос шепнул в трубку...»

Тело девушки иногда покрывается трупными пятнами и пахнет погребом:

«...Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета...»

«...в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди...»

Гелла является колдуньей. Она умеет «творить чудеса», в частности умеет летать:

«...С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон...»

Она ведет себя как бесстыжая и распутная девица:

«...Бесстыжая горничная, поставив одну ногу на стул, сняла трубку с рычажка и сказала в нее...»

«...Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!..»

Гелла — хорошая служанка. Она может оказать Воланду любую услугу:

«...Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать...»

Обычно Гелла выполняет работу по дому у Воланда. Также она выполняет и другие его поручения (пугает Римского и т. д.):

«...Гелла не растирала ему ногу, а на столе, там, где раньше играли в шахматы, накрывала ужин...»

Мария Пробош в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Мария Пробош в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Мария Пробош в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Александра Захарова в роли Геллы в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Александра Захарова в роли Геллы в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Александра Захарова в роли Геллы в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации

Больше иллюстраций здесь.