Вернуться к Фильмы о Булгакове

Михаил Булгаков. Черный снег

Оригинальное название: Михаил Булгаков. Черный снег
Жанр: документальный
Режиссер: Борис Хлебников
Автор сценария: Анатолий Смелянский
Ведущий: Анатолий Смелянский
Композитор: Л.В. Бетховен, И.С. Бах, Ф. Шопен, А. Вивальди, Э. Артемьев, А. Колосов
Оператор-постановщик: Алексей Шемятовский
Компьютерная графика: Денис Хатин, Георгий Носков
Монтаж: Алексей Васин, Алексей Шемятовский
Шеф-редактор: Андрей Зайцев
Продюсер: Виталий Максимов
Длительность: 15 серий по 26 минут
Язык: русский
Производство: Студия «ДД» по заказу телеканала «Культура»
Страна: Россия
Год: 2001

Авторская программа известного российского театрального критика Анатолия Смелянского «Черный снег» посвящена судьбе писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова. В программе использованы фрагменты фильмов «Собачье сердце» (реж. В. Бортко), «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Бег» (реж. А. Апов, В. Наумов), спектаклей «Зойкина квартира» (реж. М. Левитин, театр «Эрмитаж»), «Мастер и Маргарита» Театра на Таганке, режиссер Юрий Любимов, «Кабала святош» (реж. А. Шапиро, МХАТ им. А.П. Чехова), а также телефильма «Мастер» (реж. О. Кознова).

1 серия посвящена жизни Михаила Булгакова в Киеве. Он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его супруги Варвары Михайловны Булгаковой. В доме № 13 по Андреевскому спуску в Киеве, в котором с 1906 по 1919 год жили Булгаковы, был открыт музей Михаила Булгакова. В день открытия музея, 15 мая 1991 года, в ясный день ударил раскат грома. В этом музее собраны вещи, принадлежавшие семье Булгаковых, и вещи белого цвета, воссозданные музейными сотрудниками, здесь их называют «турбинскими». В Киеве дом на Андреевском спуске называют Домом Турбиных, ведь именно в этом доме писатель «поселил» героев «Белой гвардии». В этом романе Булгаков описал события, пережитые им в 1918 году в Киеве.

2 серия. В 2001 году в Москве еще не было музея, посвященного Михаилу Булгакову. Но в доме-музее Станиславского в Москве есть выставка, посвященная пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». В этой комнате воссоздана изразцовая печка с надписями из дома Турбиных, стоит лампа с зеленым абажуром... Здесь автор программы Анатолий Смелянский рассказывает о первых драматургических опытах Булгакова. Первые пьесы он написал во Владикавказе, после того как Добровольческая армия, в которой он служил военным врачом, покинула Россию, а он заболев тифом, вынужденно остался в России, ставшей советской. Именно тогда он решил оставить медицину и посвятить себя литературному труду. Чтобы выжить, он стал служить советской власти, в роли журналиста, зав. подотделом Лито, потом Тео (театральным) подотделом. Для местного Советского театра он написал несколько пьес: «Самооборона», «Парижская коммуна», «Братья Турбины», «Сыновья муллы». Они с успехом шли в театре, но сам автор их стыдился, он уничтожил их. Чудом сохранилась лишь одна из них — «Сыновья муллы».

3 серия. Какой была жизнь Михаила Булгакова в начале 1920-х годов, в первые годы, проведенные в Москве. Первым московским адресом Булгакова стал дом № 10 по Большой Садовой. В этом доме, в коммунальной квартире № 50, у его родственников Андрея и Надежды Земских была комната, которую они уступили Михаилу и его жене Татьяне. После голодных времен разрухи наступает новая эпоха — НЭП. Булгаков внимательно присматривался к окружающим его переменам, он начал писать сатирические произведения — «Дьяволиада», «Роковые яйца», а затем и в 1925 году — повесть «Собачье сердце». Последнее произведение, прочитанное автором на нескольких литературных вечерах, привлекает внимание ОГПУ. В 1926 году в квартиру Булгаковых пришли с обыском, изъяли саму рукопись и дневники писателя. Дневники Булгакову после многих обращений вернули. Автор из сжег, но как говорится «рукописи не горят», и через много лет в архивах спецслужб нашли копию этих дневников, их опубликовали под названием «Под пятой» в 1990 году. В то же время обнародовали и протоколы его допросов, в которых Булгаков искренне рассказывает о своем мировоззрении. В первой публикации текст дневников писателя подвергся цензуре, из него изъяли некоторые фразы.

4 серия. Роман Булгакова «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных». По мнению самого автора, этот роман был написан как высшее оправдание жизни писателя. Можно сказать, что в первом варианте «Белой гвардии» звучит настоящий голос Булгакова, это итог его наблюдений над революцией, над этой смутой, над кошмаром, который творился в дни Гражданской войны. В первой инсценировке романа для МХАТа Булгаков пытался передать настроение романа, главным его героем должен был стать доктор Турбин. Но в результате переработки, совместной работы автора и актеров, получился совсем другой спектакль, который с огромным успехом был принят зрителями. Изначально спектакль должен был называться так же как и роман — «Белая гвардия», но руководством театра было принято решение переименовать. Вариантов нового названия было множество, до самых нелепых, возмущенный автор даже хотел забрать пьесу, но в результате удалось договориться и остановились на «Днях Турбиных».

5 серия. В этой серии Анатолий Смелянский рассказывает о непростой судьбе мхатовской постановки «Дни Турбиных». Еще до премьеры о постановке много говорили, ее ждали. Спустя много лет стало известно, что решение о разрешении пьесы было принято «на самом высоком уровне». Спектакль о белогвардейцах в то время, когда события Гражданской войны были еще так близки, многие воспринимали резко негативно. Но публика воспринимала постановку с восторгом. К Булгакову пришла слава, стали поступать и деньги. Но в то же время в прессе была организована критика пьесы, организовывались диспуты, «общественные суды». На один из таких диспутов пришел сам Булгаков. Но «Дни Турбиных» продолжали с аншлагом идти на сцене МХАТа, в этой постановке играли великолепные актеры: Алексей Турбин — Николай Хмелёв, Николка — Иван Кудрявцев, Елена — Вера Соколова, Шервинский — Марк Прудкин, Студзинский — Евгений Калужский, Мышлаевский — Борис Добронравов, Тальберг — Всеволод Вербицкий, Лариосик — Михаил Яншин. В марте 1929 года спектакль «Дни Турбиных» сняли с показа, в то же время запретили и другие спектакли Булгакова: «Зойкину квартиру», «Багровый остров». С того времени Булгаков становится «антисоветским» писателем. Тогда он начал думать об отъезде за границу, писать письма в самые высокие инстанции с просьбой о разрешении на выезд...

6 серия. Пьеса «Зойкина квартира» в Вахтанговским театре. Возможно, в какой-то степени замысел создания подобной пьесы возник у Булгакова еще во Владикавказе, когда он написал салонную комедию «Глиняные женихи». Но если в 1921 году для советского театра эта постановка была бы невозможна. Но в 1926 году, во времена НЭПа, пьеса о тайном публичном доме под видом женского ателье, оказалась востребованной. В то же время судьба этой постановки, премьера которой состоялось в октябре 1926 года, напрямую зависела от судьбы мхатовских «Дней Турбиных». Снимут Турбиных, значит снимут и «Зойкину квартиру».

7 серия. Борьба вокруг «Бега» с участием Горького, Станиславского, Рыкова, Сталина и запрет пьесы. Первоначально Булгаков хотел назвать ее «Изгои» или «Рыцари Серафимы». Договор на создание этой пьесы он заключил осенью 1927 года. В первом своем машинописном варианте пьеса была посвящена исполнителям «Дней Турбиных», эта пьеса была рассчитана на акреов Художественного театра. Булгаков думал о Хмелеве, сочиняя своего Хлудова, думал о Яншине, думал о Соколовой, думал о турбинском ансамбле... Спектакль был задуман весной 1927 года и он должен был стать для автора решающим, определяющим его место в театральном мире. Но пьесу не приняли, ее не поняли. Вокруг пьесы началась невероятная война...

8 серия. Пьеса «Багровый остров» стала для Булгакова последней попыткой ответить своим критикам. Это была неприкрытая сатира на Главрепертком, на советские спектакли с революционным сюжетом, но кроме этого в ней фактически пародируются все революционные события, от февраля до октября, и международная интервенция... Да и борьба в пьесе происходит между белыми арапами и красными туземцами (несметные полчища)... Главный герой пьесы Дымогацкий, автор «революционной» пьесы, в нем можно угадать самого Булгакова времен Владикавказа, когда ему, чтобы не умереть с голоду, приходилось писать халтурные пьесы из туземного быта. В декабре 1928 года, накануне «великого перелома», Александр Таиров в своем театре поставил «Багровый остров» Булгакова, но вскоре спектакль запретили. Вслед за этим в марте 1929 года из репертуара изъяли все пьесы Михаила Булгакова. В жизни Булгакова начинается страшный период, он вновь мечтает о выезде за границу, и пишет письма во все инстанцией с просьбой уехать. В то же время он пишет пьесу о Мольере, но ее тоже запрещают. И как последнее средство, он пишет письмо самому Сталину. И Сталин отвечает ему, причем сам звонит ему по телефону, как бы устанавливая личный контакт...

8 серия. Сам Сталин позвонил опальному драматургу Михаилу Булгакову. Это стало поворотным моментом в жизни самого писателя и в истории советского театра. 1929-й год не зря называют годом «великого перелома». Это год, когда изменили лицо страны, сломали стране хребет. Этот год стал годом разгрома Булгакова. В этом году он написал «Мольера». Эту постановку обсуждают, репетируют, но весной 1930 году ее тоже запрещают. Именно в это время он отправляет письмо с просьбой о работе в театре МХАТ, или о выезде за границу, отправляет по семи адресам, письмо попадает в том числе и в ОГПУ. В письме поражает открытость, прямота, он говорит о свободе, необходимой каждому творческому человеку. Друг Булгакова Евгений Замятин примерно в то же время написал письмо с просьбой о выезде, и разрешение получил. Но Булгаков такого разрешения не получил. В ответ на письмо сам Сталин позвонил Булгакову. Стоит отметить, что этот звонок состоялся уже после самоубийства Владимира Маяковского, потрясшего всю страну. После этого разговора Булгакова принимают на работу во МХАТ.

9 серия. В результате звонка Сталина Булгаков в мае 1930 года стал режиссером-ассистентом Художественного театра. Первая работа — инсценировка гоголевских «Мертвых душ». Эта пьеса уже была в работе, Булгаков прочитал то, что было написано до него и понял, что все надо переделывать. Тогда же Станиславский возвращается из-за границы после лечения. Булгаков начал работу над пьесой вместе с режиссером Сахновским. Оба они влюблены в Гоголя. Сахновский написал о том времени воспоминания, опубликованные в 1937 году. Булгаков задумал не инсценировку, а новую пьесу, в которую ввел еще одно действующее лицо — чтеца Первого. И начинаться действие должно в Италии. Но с первым вариантом инсценировки Немирович-Данченко не согласился, да и Станиславский понял, что новая эпоха требует нового видения Гоголя...