Вернуться к Экранизации

Бег

Оригинальное название: Бег
Жанр: экранизация, драма
Формат: цветной, широкоформатный
Режиссер: Александр Алов, Владимир Наумов
Автор сценария: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Булгаков
Актеры: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Роман Хомятов, Владимир Заманский, Николай Олялин, Бруно Фрейндлих, Владимир Осенев, Александр Январев, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов, Алеша Наумов, Павел Шпрингфельд, Николай Сергеев и другие
Оператор: Леван Пааташвили
Композитор: Николай Каретников
Тексты песен: Игорь Северянин
Звукорежиссер: Роланд Казарян
Художник-постановщик: Алексей Пархоменко
Художник по костюмам: Лидия Нови
Монтаж: Тамара Зуброва
Литературный консультант: Елена Булгакова
Военные консультанты: генерал армии Иван Павловский, генерал-лейтенант Николай Осликовский, генерал-майор Н. Молотков
Консультант по историческому костюму: Мария Мерцалова
Директор: Михаил Амираджиби
Длительность: 3 часа 16 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия «Мосфильм», Творческое объединение писателей и киноработников
Год: 1970
Премьера: 14 января 1971 года

«Бег» — советский двухсерийный кинофильм режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Черное море». Одна из первых экранизаций произведений Булгакова в СССР и в мире.

Сюжет

1920 год. Гражданская война на Юге России близится к завершению. После наступления Красной армии в Крыму начинается исход всех, кто искал спасения от революции. В фильме показаны трагические сцены из повседневной жизни вчерашних представителей высшего общества, отрекающихся от своей Родины.

В это время неразберихи и отчаяния рядом оказываются самые разные люди: жена товарища министра торговли Серафима Корзухина, бравый генерал Чарнота и его походная жена Люська, интеллигентный приват-доцент Голубков и угрюмый генерал Хлудов, теряющий рассудок.

Видя, что Красную армию уже не остановить, герои вначале на поезде, а затем на пароходе перебираются в Константинополь. Оказавшись в ситуации «тараканьих бегов» безденежной эмигрантской жизни, русские интеллигенты оказываются на грани выживания. Последним шансом спасти Серафиму от занятия проституцией становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж, на розыски предавшего ее мужа, единственного в фильме, кто смог перевезти накопления в эмиграцию.

В Париже Корзухин отказывается признавать наличие у него жены и дать денег Голубкову. Чарноте удается уговорить его сыграть в карты, в результате чего генерал выигрывает у того крупную сумму денег. Бывшая походная жена Люська, а теперь любовница Корзухина способствует тому, чтобы Голубков и Чарнота смогли скрыться с деньгами.

По возвращению в Константинополь герои понимают, что не могут жить в эмиграции. Голубков и Корзухина, которые, похоже, полюбили друг друга, уплывают назад в советскую Россию. Бывшие белые генералы не могут сделать этого, потому как там их ждет расстрел; Чарнота начинает играть на тараканьих бегах, а Хлудов одиноко стоит на берегу и смотрит вдаль.

Значительное время фильма отдано вещим снам генерала Хлудова, который переживает свои военные преступления, совершенные во время Гражданской войны.

В главных ролях

Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Петроградского университета
Михаил Ульянов — Григорий Лукьянович Чарнота, генерал
Татьяна Ткач — Люська Корсакова, походная жена Чарноты
Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов, генерал (прототип — генерал Слащев)
Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма

В ролях

Роман Хомятов — Михаил Васильевич Фрунзе, командующий Южным фронтом красных
Владимир Заманский — Баев, командир красного полка
Николай Олялин — Крапилин, вестовой
Бруно Фрейндлих — белый главнокомандующий (прототип — барон Петр Николаевич Врангель)
Владимир Осенев — Тихий, белый контрразведчик
Александр Январев — Голован, есаул, адъютант Хлудова
Владимир Басов — Артур Артурович, «Тараканий царь»
Тамара Логинова — Марья Константиновна, кассирша в Константинополе
Олег Ефремов — белогвардейский полковник
Алеша Наумов — Петька Щеглов, мальчик с печатной машинкой
Павел Шпрингфельд — Скунский, белый контрразведчик
Николай Сергеев — гробовщик
Наталья Варлей — девочка с козой
Павел Винник — белый контрразведчик
Константин Воинов — генерал Кравченко
Михаил Глузский — белый штабс-капитан
Николай Горлов — епископ Африкан (прототип — епископ Вениамин (Федченков))
Микаэла Дроздовская — модистка
Валерий Золотухин — эстрадный певец
Альфред Зиновьев — Паисий, монах
Наум Коржавин — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
Николай Кутузов — игумен Кирилловского монастыря под Бериславом
Дмитрий Орловский — телеграфист
Юрий Потемкин — мужик из похоронной команды
Владимир Протасенко — комбриг
Готлиб Ронинсон — грек-сладострастник
Георгий Светлани — профессор с контрабасом
Сергей Торкачевский — кадет
Станислав Хитров — Антуан Грищенко, слуга Корзухина
Николай Юдин — монах
Анатолий Яббаров — солдат с гробами

Интересные факты

В СССР пьеса «Бег» официально не была запрещена, однако режиссерам обращаться к ней не рекомендовалось, поскольку еще со сталинских времен за ней тянулся антисоветский шлейф.

* * *

Изначальный сценарий носил название «Сны о России», которое затем заменили на «Путь в бездну», от которого вернулись к авторскому — «Бег».

* * *

Для съемочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин).

* * *

Актер Глеб Стриженов был утвержден и начал сниматься в роли Хлудова. Однако некоторое время спустя эту роль отдали омскому актеру Владиславу Дворжецкому, который до того пробовался на роль Голубкова (ее впоследствии сыграл Алексей Баталов).

* * *

На роль Чарноты пробовался Владимир Высоцкий.

* * *

На роль Голубкова пробовались Александр Кайдановский, Валентин Смирнитский, Станислав Любшин, Борис Химичев, Лев Прыгунов, Владимир Мащенко и Владислав Дворжецкий, впоследствии сыгравший Хлудова.

* * *

На роль Серафимы пробовалась Нина Маслова.

* * *

Без проб на фильм были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов.

* * *

Фамилия персонажа Алексея Баталова, Сергея Павловича Голубкова, является почти анаграммой фамилии Булгаков.

* * *

Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..». По его же словам, Елена Сергеевна являлась звеном между съемочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем.

* * *

Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мертвого будет не сподручно брить!».

* * *

Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал.

* * *

Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца в ресторане, исполняющего песню на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского. Выбор песни практически до окончания съемок оставался неочевиден — выбирали между «Это было у моря» и «Ананасами в шампанском». Дошло до того, что две бумажки с названиями текстов были свернуты в трубочки и Евгений Евстигнеев вытащил ту, на которой было написано «Это было у моря».

* * *

Сцены в Константинополе был сняты в болгарском городе Пловдиве.

* * *

Для «снов» Хлудова долго искали натуру. Поначалу операторы предложили соленое озеро Баскунчак около Волгограда, но поблизости не было воинских частей, солдаты из которых постоянно использовались в советских фильмах в качестве бесплатных статистов. В итоге эти странные кадры были отсняты в песочных карьерах под Люберцами.

* * *

Съемка сцены карточной игры снималась в холодном павильоне «Мосфильма» ночью (единственное время, когда Евстигнеев и Ульянов могли выкроить время после вечерних спектаклей).

* * *

Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съемка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10—12.

* * *

Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме».

* * *

Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам, снимали в Париже. При этом актер в исподнем мало кого удивил.

* * *

Ряд сцен снимали на территории Новоспасского монастыря в Москве.

* * *

По окончании съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но все же удалось поставить необходимый штамп.

* * *

По легенде, от попадания на «полку» фильм спасла игра в домино. Владимир Наумов и Михаил Ульянов летели на самолете из Чехословакии в Москву, где были приглашены в первый салон для игр в домино с членами Политбюро, которым не хватало двух партнеров для игры. Играли на интерес: победители имели право просить что хотят. Творческая интеллигенция, будучи совершенными профанами в этой игре, все же выиграла две из трех партий, после чего «Бег» был разрешен.

* * *

Для актера Владислава Дворжецкого работа над ролью Хлудова началась со сцены в салоне поезда (Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата).

* * *

Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя, сняли с одного дубля (съемки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссера Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься).

* * *

Во время съемок сцены тараканьих бегов использовали домашних тараканов, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съемок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри черным бархатом. Конструкция работала исключительно точно.

* * *

В финале пьесы образца 1928 года Хлудов, Серафима и Голубков возвращаются в Россию. В переработанном автором варианте 1937 года остающийся в Константинополе Хлудов пускает себе пулю в лоб. Сценаристы фильма выбрали открытый финал: одинокая фигура смотрящего в морскую даль Хлудова в окружении бродячих псов.

* * *

Председатель Госкино после просмотра фильма заявил, что Алов с Наумовым сотворили белогвардейский роман: «Да вы что, спятили! Белые у вас страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен ненависть!». Премьеру «Бега», назначенную в «России», отменили.

* * *

В 2019 году о съемках фильма была создана документальная лента «"Бег". Сны о России».

Награды и номинации

На Каннском кинофестивале 1971 года фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь.

Цитаты

Представляешь, история... Ну, я как приехал в штаб — к генералу Крапчикову, а он, сукин кот, посадил меня в винт играть. Ему депешу прислали, а он, язви его в душу, расшифровку отложил до утра. И Буденный, на тебе, с небес. Я задворками к гражданину Барабанчикову. Говорю, говорю, давай, говорю, документы. Приползаю сюда. Глядь, а документы-то бабьи, женины: госпожа Барабанчикова. И удостоверение — беременная! Ну, я говорю, кладите, как я есть, в церкви. Лежу, рожаю, замерз. И вдруг слышу — комиссар шпорами шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Ну, думаю, куда ж ты шлепаешь, смерть же твоя лежит под попоной. Ну, давай, открывай же ее скорей. Паспорт взял, а попону не поднял. (Чарнота)

* * *

Ваше высокопреосвященство, вы напрасно беспокоите господа бога, он давно уже отступился от нас (Хлудов)

* * *

При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть... Но только не родину, господа! (Чарнота)

* * *

Кто бы вешал? Вешал кто бы, ваше высокопревосходительство? (Хлудов)

* * *

Господа офицеры, главнокомандующий покидает нас. Оркестр! (Хлудов)

* * *

Кто-нибудь, кто-нибудь, кто видит, кто-нибудь, кто видит, скажите, что вокруг меня? Кто-нибудь... солдат, я знаю, ты здесь! Не молчи, Крапилин, не молчи! Крапилин, не молчи! Не молчи, Крапилин! (Хлудов)

* * *

Не бьется, не ломается, а только кувыркается! Купите красного комиссара! (Чарнота)

* * *

А ты азартен, Парамоша! (Чарнота)

* * *

Подайте, я генерал... Я жрать хочу! Ну, подайте же... (Чарнота)

* * *

(играют в «девятку») — У тебя сколько?

— Семь.

— У меня семь с половиной! Нет, шучу, восемь. (Чарнота)

* * *

Какой же банк выдаст двадцать тысяч долларов человеку, который пришел без штанов? (Чарнота)

* * *

Россия, господа, не вмещается в шляпу! (Чарнота)

* * *

А меня чтой-то в Мадрид кидает. (Чарнота)

* * *

— Как зовут твоего раба?

— Антуан.

— Антон! Антон, принеси, голубчик, что-нибудь... И закусить. (Чарнота — Корзухин)

* * *

А мне куда податься? В Мадрид, что ли? Не бывал, но пари могу держать, что дыра. (Чарнота)

* * *

Иди мой мальчик, усни, у тебя под глазами тени. (Люська)

* * *

...Серый в яблоках таракан фаворит Янычар! (Тараканий Царь)

* * *

— Нет, револьвер я не продам. Я без револьвера жить не умею.

— Еще бы, он тебе голову заменяет. (Чарнота — Люська)

* * *

— Вы что же, так без штанов и пришли?

— Нет, по улице-то я шел в штанах, а у тебя в передней снял. (Корзухин — Чарнота)

* * *

— А ты сволочь, Парамон. Я бы даже в красные записался, только чтобы тебя шлепнуть. Шлепнул бы, и сейчас же назад выписался. (Чарнота)

* * *

Чарнота, купи себе штаны. (Люська)

* * *

Хитер, храбр — это и достоинства и недостатки, в зависимости от ситуации. (Тихий)

* * *

Корзухин. Что вы умеете делать?

Тихий. Всё. Стрелять, варить халву, подковать жеребца, вскрыть сейф, подделать документы, принять роды, написать статью. Петь... в хоре. Тено́ры поют: «Вечерний звооон...» Мы поем: «Бом... бом...»